Датчик холостого хода ВАЗ 2110: неисправности РХХ, проверка и замена

Общие понятия

Одной из частых проблем, не позволяющих полноценно управлять автомобилем, является датчик холостого хода ВАЗ 2110 и модификации. Хоть это устройство среди водителей и называется датчиком, но все же правильно будет называться регулятором холостого хода, сокращенно РХХ, потому что все датчики автомобиля являются измерительными приборами, и данное изделие служит для автоматической стабилизации и поддержания оборотов холостого хода путем подачи воздуха на ВАЗ 2110 двигатель с полностью закрытым газом.

РХХ – важная составляющая двигателя, играет немалую роль для стабильной и бесперебойной работы любого автомобиля ВАЗ.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) представляет собой исполнительный механизм, а просто клапан, состоящий из электродвигателя, пружины, штока, на котором установлена ​​запорная игла (на фото ее видно). Именно через него дозируется объем воздуха. То есть, когда дроссельная заслонка ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыта, и контроллер определяет, что необходимо увеличить обороты холостого хода, РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Он движется за счет частичного или полного открытия впускного отверстия, через которое воздух обходит газ, а затем смешивается с топливом. В результате двигатель не останавливается.

Как он работает

Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Это может указывать на необходимость увеличения или уменьшения суммы. Важным нюансом является то, что датчик выполняет свои функции непосредственно при включении холостого хода.

Фактический акт увеличения или уменьшения происходит из-за выдвижения или втягивания иглы на конце стержня. Игла отвечает за блокировку или открытие того или иного канала в необходимой степени.

Конструкция датчика холостого хода

Состав МАЦ:

  • небольшой электродвигатель шагового типа;
  • стебель с калиброванным толстым игольчатым конусом и пружиной;
  • колодочные выводы.

Конструкция датчика холостого хода

Конструкция датчика холостого хода 2

Конструкция датчика холостого хода 3

Виды датчиков холостого хода

На сегодняшний день автопроизводители представляют несколько типов РХХ:

  1. Электромагнитный датчик. Работает на основе электромагнитной силы. После подачи напряжения на катушку сердечник прячется. Заслонка клапана позволяет воздушному потоку свободно проходить внутрь. После выключения соленоида периферический канал блокируется.

Управление работой датчика происходит за счет частотной динамики командных сигналов. Некоторое количество воздуха имеет свой частотный эквивалент, что позволяет четко регулировать работу РХХ.

  1. Степпер. В технической структуре такого датчика предусмотрены кольцевой магнит и обмотки. За счет ступенчатой ​​подачи напряжения на каждый элемент под действием магнитного поля вращается основной ротор. Исполнительный механизм в зависимости от положения ротора управляет открытием прохода воздуха.
  2. Вращающийся датчик. Управление происходит за счет последовательных частотных импульсов. По устройству он очень похож на соленоид РХХ, но главное место в конструкции занимает сам ротор.

Признаки поломки

По определенным признакам можно определить, что РХХ вышел из строя и требует ремонта, либо полной замены на новый блок.

Эти признаки включают в себя:

  • Плавающие обороты холостого хода;
  • Проблема с запуском двигателя, с трудом заводится даже при нажатой педали газа;
  • Невозможно увеличить обороты даже при достаточно прогретом двигателе;
  • Двигатель начинает неожиданно останавливаться при переходе на нейтральную передачу;
  • Обороты снижаются при включении энергоемких приборов – печки, кондиционера, аудиосистемы, фар и т.д.

Но замена регулятора не всегда верное решение. В некоторых случаях удаление старого датчика и установка на его место нового устройства не даст результатов. А все потому, что виновниками неисправности могут быть и другие элементы, например, свечи зажигания или топливный фильтр.

Проверка функциональности

Если двигатель останавливается, обороты плавают, получается увеличиваются, надо проверить работает ли РХХ.

Для проверки нужно сначала демонтировать крепления дроссельного узла, а затем аккуратно сдвинуть его буквально на 10 миллиметров.

Нужен вольтметр, с помощью которого можно проверить, идет ли напряжение на датчик и каковы его показатели. Заранее соедините отрицательную клемму аккумулятора с землей, а вольтметр подключите к клеммам, обозначенным A и D. Затем сверьтесь с таблицей.

ПоказанияЧто они имеют в виду
Менее 12В на вольтметреЭто указывает на то, что батарея, скорее всего, разряжена
Нет данных на счетчикеПроблему следует искать в цепи проводки или в электронном блоке управления двигателем
Вольтметр показывает 12В или большеОбязательно проверьте сопротивление регулятора холостого хода. С ним проблемы. Тестер подключается к 4 контактам. Нормальные показания сопротивления составляют 50 или 55 Ом

Отметьте тесты

Кроме того, сделайте парную проверку. При этом сопротивление должно быть бесконечно большим. Если датчик ХХ показывает другие цифры, регулятор нуждается в обязательной и немедленной замене.

Есть еще один способ проверить работоспособность устройства. Для этого нужно достать датчик и подключить его к блоку. Нажмите на иглу пальцем и наблюдайте, как она движется вперед. При выключении зажигания на иглу должен быть нажим.

Если давления нет, можно еще попробовать решить проблему чисткой устройства. Воспользуйтесь универсальным и всемогущим средством под названием WD40. Смочите им хорошенько весь механизм и, вооружившись ватными палочками, почистите все, до чего сможете дотянуться. При чистке обратите особое внимание на иглу со стержнем.

Если эти меры не помогли, ничего не остается, кроме как заменить РХХ.

Причины поломки. Проверка узла

причинами ошибки регулятора ХХ являются обрывы обмотки электродвигателя и заклинивание иглы из-за загрязнения или коррозии. Но не всегда «виновником» пропадания холостого хода является датчик. Поэтому перед снятием и проверкой датчика проверьте цепь.

Для всех проверок требуется мультиметр. Цепь питания контролируется прибором, переведенным в режим «вольтметр». Диагностика проста — отсоединяем колодку с проводами от регулятора, подключаем «минусовый» щуп мультиметра к массе, а плюсовой к клеммам, обозначенным буквами «А» и «Д». При включенном зажигании проводим замеры. При исправной цепи показания должны соответствовать номинальному напряжению цепи. При отсутствии напряжения следует проверить ЭБУ и реле, отвечающие за управление датчиком.

причины выхода из строя регулятора

Чтобы проще было проверить сам датчик, снимите его с автомобиля. Все, что вам нужно, это отвертка, чтобы сделать это. Для удаления детали нужно:

  1. Отключить бортовую сеть (снять клемму с аккумулятора).
  2. Найдите регулятор (установлен на газовом блоке).
  3. Отсоединяем провода (которые раньше работали на замок).
  4. Открутите два фиксирующих винта;
  5. Снимите регулятор.

Элемент проверяется тем же мультиметром, но переведенным в режим «омметр». Подключаем щупы сначала к клеммам «А» и «В», а затем — «С» и «D». При таком измерении показания составляют 50-55 Ом. После подключаем щупы к выводам «А» и «С», а затем — к «В» и «D». При этом тесте омметр показывает бесконечность.

проверка хоста

Если показания совпадают, внутри датчика нет обрыва и неисправность связана с заклиниванием иглы.

Существует альтернативный метод проверки, не требующий применения измерительных приборов. Эта проверка делается легко:

  1. Снимаем датчик с автомобиля.
  2. Подключаем блок с проводами обратно к нему.
  3. Управляем сетью на борту (подключаем к аккумулятору).
  4. Держите регулятор в руке и положите на него палец.
  5. Попросите кого-нибудь включить зажигание.

Если элемент сработает, в момент включения зажигания игла будет двигаться, что будет хорошо ощущаться пальцем.

Заклинивание иглы устраняется промывкой. Для этих целей используйте WD-40 или спрей для очистки карбюратора. Этими инструментами обрабатываем иглу и пружину. Затем высушите датчик и проверьте его работоспособность.

Если обнаружен обрыв обмотки в регуляторе или промывка не дала результатов, меняем деталь.

Еще кое-что полезное для вас:

  • Как заменить датчик холостого хода на ВАЗ-2108, 2109, 2114
  • Принцип работы, устройство и проверка регулятора холостого хода
  • причины, по которым начинают течь холостые обороты

Проверяем датчик своими руками

Датчик находится в корпусе дроссельной заслонки и чтобы снять его для осмотра нужно всего лишь открутить два винта.

Соединительная колодка и винты крепления датчика холостого хода на ВАЗ-2110

Чтобы разобрать РХХ, отсоедините блок и выкрутите два винта.

Перед демонтажем необходимо тщательно очистить место крепления от пыли и грязи и снять с аккумулятора минусовой полюс. Но сначала проверьте.

Схема подключения регулятора холостого хода автомобиля ВАЗ-2110

Схема подключения датчика.

Смотрим схему подключения и проверяем датчик обычным мультиметром в следующем порядке:

  1. Проверяем наличие тока на датчике. Для этого измеряем напряжение на двух крайних контактах блока, А и D. Включаем зажигание, кладем черный щуп мультиметра на массу двигателя, а плюсовой щуп на контакты по очереди. Напряжение должно быть в пределах 12 вольт. Если меньше или вообще отсутствует, ищем обрыв или виним во всем электронный блок управления. Но сначала проверяем напряжение на выходах с ЭБУ 4 и 54. Тут конечно тоже должно быть 12 В.Блок подключения датчика холостого хода в ВАЗ-2110 и мультиметра, измеряющего напряжение питания

    Напряжение в норме.

  2. Переводим мультиметр в режим омметра и измеряем сопротивление между контактами AB и CD на самом датчике. Как видно из схемы, проверяем сопротивление обмотки шагового двигателя регулятора. Между указанными контактами номинальное сопротивление от 40 до 80 Ом, по заводскому номиналу — 53 Ом.
  3. Проверяем электродвигатель на короткое замыкание обмоток. Для этого измеряем сопротивление на клеммах AD и BC. Сопротивление должно стремиться к бесконечности, то есть между двумя обмотками не должно быть контакта. Если сопротивление есть, независимо от значения, делаем вывод, что обмотки закорочены. Это не лечится, меняем датчик на новый.

Нельзя сказать, что такой способ проверки гарантирует работу датчика на 100%, мы проверили только его электрическую часть. Большое значение имеет подвижность конусного клапана и величина его хода. И проверить это можно только либо на специальном стенде, либо специальным тестером.

Проверка работы механической части датчика

Регулятор холостого хода инжекторного двигателя на ВАЗ-2110, снять датчик для проверки

Для проверки снимите датчик с дроссельной заслонки.

Но если электрическая часть в порядке, то механическую часть регулятора можно проверить на глаз:

  1. Откручиваем датчик и снимаем его с дроссельной заслонки.
  2. Подключаем контактную колодку к датчику.
  3. Включаем зажигание. В момент включения клапан должен двигаться вперед. Если этого не происходит, то шток прокипел или не исправен шаговый двигатель.
  4. Замеряем расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинал 24 мм.Датчик холостого хода ВАЗ-2110 замкнутый, измеряет расстояние между корпусом и клапаном

    Измеряем расстояние штангенциркулем.

Если мы сняли датчик с автомобиля и электрическая проверка прошла, но подвижности конусного клапана мы так и не добились, пробуем очистить регулятор мягкой ватной палочкой, ватной палочкой и проникающей смазкой WD-40 или аэрозольный очиститель карбюратора. Всем удачи и стабильного простоя вне зависимости от погоды!

Датчик холостого хода от автомобиля ВАЗ-2110 со следами нагара
Датчик холостого хода от автомобиля ВАЗ-2110 со следами нагара

Углеродный датчик.

Очистка конусного клапана датчика холостого хода ВАЗ-2110 от нагара
Очистка конусного клапана датчика холостого хода ВАЗ-2110 от нагара

Замочите клапан в очистителе.

Регулятор холостого хода автомобиля ВАЗ-2110, состояние клапана после чистки
Регулятор холостого хода автомобиля ВАЗ-2110, состояние клапана после чистки

Очищенный датчик.

Проверка с применением самодельного стенда

Профессиональное оборудование стоит около 2000 рублей (со стоимостью сенсора около 500 рублей), что делает покупку такого штатива нерациональной из-за нечастого использования в дальнейшем. Однако многие умельцы собирают такой стеллаж самостоятельно, пользуясь схемами, которые несложно скачать в сети.

Для этого потребуется трансформатор переменного тока на шесть вольт (типа стандартного зарядного устройства для мобильного телефона), а также вилочные блоки, которые можно приобрести в магазине радиодеталей. Отключив РХХ от компьютера и подключив зарядное устройство, мы можем визуально оценить правильный ход штока:

  • если индикатор зарядки горит ярко, как и в обычном режиме, стержень имеет дефекты и по этой причине работает с отклонениями;
  • если светодиод загорается на половинной мощности, можно не сомневаться в работоспособности штанги.

Иногда стебель «придирается» не из-за наличия дефектов типа искривления, а из-за закупорки канала. Загрязнение происходит через воздух, поступающий из воздушного фильтра. Микроскопические частицы пыли, которые смешиваются с частицами выхлопных газов и парами масла, могут попадать как в перепускной канал, так и внутрь DHX, препятствуя нормальному движению штока.

Такая неисправность устраняется применением жидкости типа WD-40, которой обильно смачивают шток, иглу и пружину. Если это не помогает, регулятор необходимо заменить, как и в случае с погнутым штоком.

Отметим, что полная проверка датчика холостого хода – мероприятие, требующее большого терпения и свободного времени. Во многих случаях гораздо проще определить, что проблемы исходят от него, установив заведомо работающее устройство. Такая диагностика поможет вам сэкономить много сил, а зачастую и денег, поэтому не стоит упускать из виду этот метод.

Чистка РХХ

Рекомендуется промыть и почистить любой датчик холостого хода ВАЗ 2110, который не работает, чтобы убедиться, что он не работает. Процесс очень простой и не займет много времени. Для выполнения работ вам потребуются: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

  1. Блок разбирается с датчика;
  2. На обычную ватную палочку наносится любая из перечисленных чистящих жидкостей и тщательно обрабатываются контакты;
  3. Откручиваем винты крепления датчика холостого хода;
  4.  Снимите РХХ с места;
  5. Осмотрите датчик холостого хода. При обнаружении черной грязи, масла кроме РХХ необходимо чистить весь газовый блок. Если нет, распылите WD-40 или чистящее средство на пружинный штифт, чтобы очистить его. Протрите датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  6. Перед установкой измерьте расстояние между корпусом датчика холостого хода и иглой, которое на исправном регуляторе составляет 23 мм.

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не работал в штатном режиме, износились направляющие пальцы, оборвался провод внутри корпуса. В этих случаях регулятор холостого хода подлежит замене.

Замена датчика РХХ

Для замены регулятора ХХ не нужно быть профессионалом. Выполняя работу самостоятельно, вы приобретете полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.

Всю процедуру необходимо проводить в строгом порядке, что позволяет сделать все правильно и качественно. Может быть, даже лучше, чем на заправке.

  1. Отключите машину. Для этого просто снимите минусовую клемму с аккумулятора вашего автомобиля. Нам не нужны короткие замыкания и удары током.
  2. Отсоедините блок от датчика. Если на вашем ВАЗ 2110 установлен инжекторный двигатель, для отсоединения блока достаточно нажать на пластиковую защелку.
  3. Отсоедините два винта. Причем лучше сначала открутить левый крепеж, а уже после — правый винт.

Удаление устройства
Удаление устройства

  1. Этим вы добьетесь желаемого — уберете регулятор холостого хода. Дальнейшие операции просты, как и все предыдущие действия.
  2. Перед установкой нового датчика на нужное место используйте обычное моторное масло, которым обрабатывают уплотнительное кольцо.
  3. Проверьте состояние этого уплотнительного кольца. При длительной эксплуатации уплотнитель может деформироваться, покрыться трещинами. В этом случае лучше заменить его на новый.
  4. Далее следует этап калибровки. Серьезных усилий прилагать не придется, так как все самые важные задачи по калибровке возьмет на себя электронное реле.
  5. Включите зажигание на несколько минут, а затем выключите его.
  6. Если после операций и калибровки обороты перестали течь, не повышены и стабильны, значит вы все сделали правильно и виноват датчик ХХ.

Разобранный РХХ

Как видите, РХХ – достаточно важный элемент системы автомобиля, за которым необходимо тщательно следить. Приятным фактом является то, что в случае проблем с регулятором его всегда можно заменить за несколько минут своими руками.

По какому признаку удалось определить отказ РХХ?

  • Оборот начал плавать или резко падать
  • Двигатель плохо заводился, при прогреве обороты не увеличивались
  • Двигатель самопроизвольно останавливается при переключении на нейтраль

Посмотреть результаты

Загрузка…

Калибровка нового РХХ

Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик нуждается в замене? Вам нужно его откалибровать.

магистральное расстояние Pxx

  1. Проверяем расстояние от конца стержня до монтажной планки, оно не должно быть более 23 мм.
  2. Отсоединяем минус от аккумулятора, отключаем ЭБУ.
  3. Устанавливаем регулятор.
  4. Снова подключаем аккумулятор.
  5. Включаем зажигание на 5 секунд не заводя двигатель. В этот момент происходит калибровка IAC.
  6. Выключите зажигание, чтобы завершить калибровку.
  7. Запускаем двигатель и наблюдаем за оборотами холостого хода.

Теперь вы знаете, как работает регулятор холостого хода, как его проверить и при необходимости заменить. Как вы понимаете, ничего сложного в этом нет, а все операции доступны даже начинающему автомобилисту.

Напоследок видео о диагностике РХХ:

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...