Что такое адаптация АКПП?

Под адаптацией принято понимать способность современной автоматической коробки передач подстраиваться под манеру вождения водителя. Например, если вы любите скоростную езду — коробка будет постоянно переключаться на более высоких скоростях, если вам нравится спокойная манера вождения — соответственно будет вести себя и АКПП.

Однако есть такое понятие – параметры адаптации или калибровка АКПП. Дело в том, что машина недолговечный аппарат, а потому иногда требует ремонта и не исключено, что он капитальный. Об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас внимательно рассмотрим основную тему.

Адаптивная КПП: плюсы и минусы

К основным преимуществам автоматизированной коробки передач можно отнести следующие моменты:

  • Автоматическая коробка передач обеспечивает более комфортные условия вождения;
  • скорости переключаются автоматически по определенному алгоритму — в зависимости от скорости автомобиля, дорожных условий и т.д.
  • расход топлива снижен за счет выбора скоростей и режимов.

Недостатком автоматической коробки передач является неправильное определение режима в некоторых случаях, что доставляет водителю определенные неудобства на плохих дорогах, где требуются различные маневры.

Нужно ли сбрасывать настройки двигателя

Есть мнение, что наряду со сбросом настроек коробки передач необходимо проделать такую ​​же работу и для двигателя. Это недоразумение. Смазка в двигателе и редукторе выполняет разные функции.

В первом случае речь идет об охлаждении и смазке механизмов ЦПГ (цилиндропоршневой группы), а во втором речь идет о содействии передаче крутящего момента и скорости переключения.

При этом в двигателе нет деталей, которые будут подстраиваться под качество смазки. В программе блока управления двигателем такие настройки не производятся.



Основные параметры адаптации

Большинство современных АКПП не имеют специальных кнопок для переключения режимов. Это облегчает автовладельцу управление автомобилем. Главное, чтобы чип со вшитой программой работал как надо в АКПП.

Машина помнит:

  • стиль вождения. Автоматическая коробка передач подстраивается под работу двигателя, реагируя на частые нажатия водителем на педаль. Защищает от перерасхода топлива, который может возникнуть в результате постоянного изменения скорости;
  • динамика разгона. АКПП запоминает, как водителю нравится заводиться, и повторяет эти действия в следующий раз. В результате водитель получает плавное управление автомобилем без рывков и рывков;
  • тормозной стиль. Если владелец автомобиля любит резко тормозить, коробка сбрасывает три передачи сразу после нажатия на педаль. Эти действия остаются незамеченными для водителя.

Автоматическая коробка передач способна распознавать зимние условия. Например, если колеса буксуют, включается зимний режим. Понимает, когда машина движется вверх. Во время этого процесса активируется пониженная передача.

Через сколько адаптируется АКПП?

Хочу отметить, что у разных производителей способы разные:

  • Есть АКПП, где адаптация происходит через несколько минут или километров. Достаточно поездить около получаса в агрессивном режиме или в спокойном, и коробка привыкнет.
  • Однако есть и другие типы, которые могут накапливать алгоритмы для длинных пробегов, например, для последних 300 или даже 1000 километров. А затем в определенных ситуациях действовать по этому алгоритму. Учить таких очень сложно.

Особенности адаптивной КПП

Адаптивная коробка передач выбирает лучший режим передачи в зависимости от стиля вождения водителя. Система учитывает следующие факторы:

  • Способ ускорения и ускорения. Он бывает двух видов: форсированный и спокойный.
  • Наиболее предпочтительный режим вождения, при котором водитель длительное время держит педаль газа в одном положении. В этом случае машина включает более высокую передачу, обеспечивая тем самым экономичный режим.
  • При разгоне до максимального ускорения коробка использует спортивную программу передач.
  • При резком нажатии на тормоз машина использует спортивное торможение и переключается на более низкую передачу.

Адаптивная коробка переключает передачи через некоторое время (несколько десятков минут) в режиме, максимально похожем на привычный темп водителя. Однако у этой коробки есть недостаток: когда долго едешь в пробке, машина переучивается, и поэтому коробка меняется в том же стиле, что и в пробке.

После короткой поездки в новом стиле автоматическая коробка передач еще раз учится новому типу вождения. На адаптацию к новым условиям вождения уйдут десятки минут, но зато машина запомнит ваш стиль вождения и будет работать в нужном вам режиме.

Стоит отметить, что в автомате используется целый набор программ, определяющих момент переключения передач. Среди этих программ есть такие системы, как режим движения зимой, езда в гору, с грузом и так далее

Адаптивная автоматическая коробка передач избавляет водителя от необходимости переключать передачи вручную. Кроме того, машина создает комфортные условия для езды и вождения.

Одной из таких коробок является популярная АКПП INVECS, которая сейчас часто используется в современных автомобилях, особенно в моделях марки Mitsubishi.

Адаптивная коробка автомат и другие типы КПП

Понятие адаптивной коробки также относится не к самой коробке передач, а к управлению передачами. Подразумевается, что машина подстраивается под манеру вождения водителя и тем самым обеспечивает ему максимально комфортные условия вождения. Это стало возможным благодаря использованию электроники для управления процессом переключения.

Адаптивная коробка или, можно сказать, автоматическая, выбирающая оптимальный режим переключения, учитывает такие факторы:

  1. стиль разгона (форсированный или спокойный);
  2. предпочтительный режим движения, при выполнении которого при одном и том же положении педали газа машина выбирает более высокую передачу, что обеспечивает экономичный режим;
  3. предпочтительный режим разгона, при разгоне на максимальное ускорение машина использует спортивную программу переключения передач;
  4. предпочтительный режим торможения, когда тормоза нажимаются резко, автомат использует спортивное торможение с более ранним переключением на пониженную передачу.

Таким образом, через некоторое время (до десятков минут) адаптивная автоматическая коробка передач начинает переключать передачи в том режиме, который наилучшим образом соответствует привычному водителю темпу и стилю вождения. Как раз у такой коробки есть существенный, но легко преодолимый недостаток. После длительной езды в сложных условиях, например в пробке, адаптивная коробка передач запоминает этот режим и далее выполняет переключения так, как будто едешь в пробке.

Поэтому после выезда из пробки машина может потерять привычную динамику, и ее придется заново «обучать» нужному вам режиму движения. Делается это очень просто — нужно ехать в правильном темпе десятки минут и все восстановится.

Однако описываемая машина не является исключительным вариантом построения автоматической коробки передач. Например, секвентальную коробку можно использовать на автомобиле. Суть ее работы в том, что переключение производится на следующую по порядку передачу, вверх или вниз, т.е с четвертой передачи можно перейти на пятую или третью. Как правило, такая машина устанавливается на гоночные автомобили.

В отличие от того, что позволяет секвентальная коробка, механическая коробка передач позволяет устанавливать нужную передачу из любого положения, например с третьей по пятую.

Также стоит отметить, что автомат при работе использует набор программ, которые определяют, в какой режим необходимо переключиться. К ним относятся программы, допускающие спортивную передачу, движение зимой, в гору и с грузом (прицепом).

Адаптивная АКПП позволяет избавить водителя от процедуры ручного переключения передач, кроме того, АКПП создает и поддерживает максимально комфортные для водителя условия движения во время движения.

Преимущества и недостатки

Нет предела совершенству. А нынешние адаптивные коробки уж точно далеки от идеала. Для достижения оптимального результата в работе этих трансмиссий потребуется довольно много времени.
Если говорить о современных адаптивных автоматах, то можно выделить несколько основных преимуществ:

  • Возможность создания комфортных условий во время эксплуатации автомобиля;
  • Переключение скоростей осуществляется по определенным запрограммированным алгоритмам, выбор одного из них учитывает скорость движения, состояние поверхности, интенсивность педалирования и т д.;
  • Режим меняется сам по себе. Водителю не нужно нажимать ни на какие кнопки или рычаги;
  • Минимальное количество кнопок и органов управления на коробке;

Возможность снижения расхода топлива, что обеспечивается подбором передач и режимов работы.

Но не все так идеально. У адаптивной АКПП есть и свои минусы. Главный недостаток – несовершенство системы адаптации, которая не всегда способна подстроиться под требования водителя. Это ярко выражено, когда один способ движения сменяется другим. Например, когда водитель двигался в медленном плотном потоке, а потом выехал на свободную полосу и захотел больше динамики. Или наоборот. На перестроение и адаптацию уходит некоторое время, иногда насчитывающее несколько минут или километров.

Адаптивная система также не всегда проявляет себя с лучшей стороны при езде по плохим дорогам, где есть довольно резкие переходы от нормального покрытия к различным кочкам, выбоинам и выбоинам, которые необходимо обходить и маневрировать.

Еще один недостаток – проблема обслуживания. В российских условиях возникают некоторые проблемы с обслуживанием и поиском запчастей. Поскольку адаптивные АКПП по сути являются разновидностью АКПП, но с более сложной электроникой, поиск и покупка некоторых деталей может быть проблематичной. Это требует больше времени и финансовых ресурсов.

Почему желательно использовать дилерские сканеры

Специальное диагностическое оборудование, доступное у дилеров, позволяет считывать различную информацию с блоков управления. Приборы используются для анализа адаптаций АКПП. Нет смысла использовать сканеры для удаления настроек драйверов.

Сброс параметров адаптации

После замены гидроблока или даже трансмиссионного масла рекомендуем сбросить параметры посадки. В противном случае коробка может повести себя совершенно неожиданно для водителя – будет пинаться и переключаться рывками. Однако сброс параметров адаптации производится только на неадаптивных и полуадаптивных коробках. Адаптивная АКПП сама все сделает за водителя.

Сброс параметров адаптации АКПП осуществляется на СТО с использованием специального диагностического оборудования. В любой диагностике есть параметры адаптации АКПП, которые можно сбросить нажатием кнопки. Если у вас нет специальной диагностики, можно попробовать следующий метод:

  1. Включите зажигание и полностью нажмите на тормоз.
  2. Выключите зажигание, отпустите тормоз и нажмите на педаль газа
  3. Включите и снова выключите зажигание, отпустите педаль
  4. Мы запускаем двигатель

Рекомендации по уходу

Не стоит воспринимать адаптивные трансмиссии как нечто необычное, новое и невиданное ранее. Это те же автоматические коробки, но с расширенными функциями и сложной электроникой.

Хотя электронная начинка и усложнила саму коробку как электронно-зависимую единицу, конструкция местами упростилась. Ведь на таких АКПП исчезли различные кнопки и переключатели в разных режимах, которые на обычных машинах включались и выключались вручную.

Поэтому особых рекомендаций по уходу, разработанных специально для адаптивных коробок, нет. За ними ухаживают так же, как и за всеми автоматическими коробками передач. Необходимо периодически менять или доливать трансмиссионную смазку, как рекомендует производитель. Если вовремя менять масло и выбирать качественные составы, большинство проблем и проблем можно предотвратить.

Старайтесь не перегружать АКПП, вовремя меняйте расходную жидкость, в соответствии с правилами, предписанными производителем автомобиля, следите за состоянием и количеством трансмиссионного масла. Периодическая профилактика гораздо проще и дешевле, чем последующий ремонт поломок. В случае с адаптивными трансмиссиями рекомендуется не доводить их до аварийного состояния, требующего сложного ремонта и замены элементов. Они дорогие и есть некоторые проблемы с их поиском на внутреннем рынке. Некоторые компоненты необходимо заказывать и ждать доставки несколько недель. Все это время вы не сможете управлять автомобилем, если поломка действительно серьезная.

Пока что отношение автомобилистов к адаптивным АКПП довольно неоднозначное. Они позволяют получить определенные преимущества, повысить комфорт и эффективность. В то же время такие АКПП не всегда быстро и адекватно реагируют на изменение режима работы и стиля вождения, что вызывает задержки, провоцирующие некоторый дискомфорт и неудобства для водителей. Система сложная, но не до конца продуманная и не доведенная до совершенства. Производителям приходится проделать большую работу, чтобы адаптивная машина могла быстро и точно адаптироваться к конкретным условиям.

Почему адаптивная АКПП – ТУПИТ?

Кто-то мне пишет, что после пробки минут 30-40 передача вроде нормально не работает. Она действительно «ТУПАЯ» другими словами ее не назовешь. Нажимаешь на педаль газа, а разгонной динамики НЕТ. Просто она приспособилась к пробке, и сделала передачи длиннее, чтобы не переключать постоянно. Для уменьшения износа шестерен

Бывают и другие ситуации — когда «жаришь» на трассе, передачи быстро начинают переключаться и опускаться. Въезжаешь в город и отклик отличный, разгонная динамика в том числе. НО через определенное время в городском режиме АКПП становится «нормальной» как работала.

Если вам почти всегда нравится динамичная езда, то «BLUNS» обычно пугает.

Друзья не стоит бояться, как правило — выезжаешь из пробки, едешь несколько минут или километров в динамическом диапазоне и АКПП восстанавливается

Этот процесс называется «обучением», когда наша машина запоминает нужный режим вождения.

Параметры адаптации

В функции этой коробки входит возможность следить за тем, насколько быстро водитель разгоняется. Как правило, есть две адаптации для разгона (ускоренная и спокойная). Внимание также уделяется стилю вождения и способу замедления на дороге.

Основные режимы, которыми оснащены автоматические коробки передач:

  • экономический;
  • спорт;
  • зима.

Использование первого позволяет сэкономить на расходе топлива, при этом отмечается плавность хода. Спортивный режим подходит для скоростной езды по трассе, выполняется быстрый старт, разгон и торможение. Что касается зимы, то ее целесообразно использовать, если движение происходит в гололед.

Когда нужно делать адаптацию

Сбрасывать адаптацию АКПП имеет смысл только после ремонта агрегата, где менялись фрикционные пакеты или узлы гидросистемы. Теоретически можно оставить записанные значения в блоке управления. Приспособится к новым условиям работы за 200-400 км. Но в этом случае возможен чрезмерный износ деталей (например, из-за высокого давления на фрикционные пакеты).

Некоторые производители (например, VW) предписывают сброс адаптации в следующих случаях:

  1. После установки нового двигателя или блока управления двигателем (или после перепрограммирования контроллера на новую версию прошивки).
  2. После снятия и установки коробки или привода электронного управления дроссельной заслонкой.
  3. После установки нового контроллера АКПП.

Особенности адаптации в некоторых марках автомобилей

Так как на автомобилях используются коробки разных моделей, алгоритм очистки драйверских адаптаций АКПП зависит от года выпуска и марки автомобиля. Ограничений на количество сбросов нет.

Kia Rio 3

Для настройки алгоритмов переключения необходимо:

  1. Прогрейте АКПП до рабочей температуры (например, после 10-15 км пробега).
  2. Выезжайте на пустой участок автомагистрали, останавливайтесь и держите машину тормозами.
  3. Переместите селектор в нейтральное положение, затем выберите режим движения вперед (подождите 3 секунды в каждом положении).
  4. Повторите переключение с N на D с паузами 4 раза, затем переключитесь на D и начните разгон нажатием педали газа на 15-25%. Коробка должна доходить до высшей отметки, переключение должно происходить на 2000-2500 об/мин.
  5. Отпустите педаль газа и затормозите двигателем, пока машина не остановится.

Kia Rio 4

На Rio IV поколения алгоритм сброса адаптации водителя не отличается от процедуры на Rio 3. Рычаг в положении D нужно удерживать 4 секунды, а при разгоне не увеличивать обороты выше планки 2200 об/мин.

Volkswagen Tiguan

На автомобилях Tiguan I и II поколений сброс адаптаций осуществляется следующим образом:

  1. Нагрейте масло в АКПП (независимо от модели) до +65⁰С, контролируйте значение сканером.
  2. Активируйте режим чтения блока управления АКПП, перейдите в раздел изменения основных настроек 001.
  3. Сбросить значения и вернуться в главное меню, войти в меню настройки с параметром 002.
  4. Повторите сброс и выйдите из режима настройки.
  5. Выключите и снова включите систему зажигания, полностью нажмите и удерживайте педаль акселератора в течение 5 секунд.

Сбросить адаптацию можно по приведенному выше алгоритму для Skoda Octavia III поколения. Способ подходит и для седана Поло, оснащенного 1,4-литровым мотором и коробкой DSG. Может использоваться для калибровки автоматической коробки передач Aisin на автомобилях Touareg I поколения.

Mazda CX5

Для сброса настроек драйвера АКПП необходимо:

  1. Нагрейте масло до +60⁰С, проверьте значение сканером.
  2. Переместите селектор в положение P и выключите двигатель, включите тормоз и снова запустите двигатель.
  3. Подождать 30 секунд (при нажатой педали тормоза), перевести рычаг в положение N и заглушить двигатель.
  4. Переведите рычаг в положение ручной передачи М-, включите зажигание на 5 секунд (держите селектор в положении М-).
  5. Переведите рычаг в положение N, запустите двигатель.
  6. Выберите положение M+ и удерживайте кнопку в течение 5 секунд.
  7. Переместите рычаг в положение M- и подождите 5 секунд. При правильном сбросе двигатель раскрутится до 1200 об/мин, после чего рычаг следует вернуть в положение М и подождать 10-15 секунд, пока обороты не начнут снижаться и кратковременно загорится индикатор М1 в комбинации приборов.

Toyota Camry

Для сброса автоматических регулировок передач нужен сканер, подключенный к разъему OBD-II. После выбора и подтверждения данных автомобиля и запуска двигателя открывается доступ к диагностическому модулю. Далее необходимо выбрать раздел настроек автопереноса и удалить существующие данные.

Hyundai Solaris

Сброс драйверских адаптаций АКПП на Солярисе аналогичен процедуре, описанной для автомобиля Киа Рио 3. Обороты двигателя при разгоне не должны превышать 2200 об/мин.

Некоторые владельцы повторяют процедуру обучения 3-4 раза.

Passat B5 и B6

Для сброса настроек в серии 09G необходимо:

  1. Запустите двигатель и нажмите педаль тормоза.
  2. Переведите рычаг переключения передач в положение D на 3 секунды, вернитесь в N.
  3. Повторить процедуру перемещения и удержания рычага 5 раз, переводя рукоятку в обратное положение 5 раз (с 3-секундной паузой).

Как сделать адаптацию АКПП

В свете вышеизложенного, адаптивная АКПП «учитывает» ряд параметров прямо на ходу (насколько сильно водитель давит на газ, какой нужен разгон, как происходит торможение, с какими скоростями обычно движется автомобиль и т.д.) скоро). После этого электроника заставляет коробку работать в том режиме, который лучше всего подходит конкретному водителю и его стилю вождения.

На самом деле такие адаптивные коробки являются вполне практичным решением, так как часто избавляют водителя от необходимости переключаться в спортивный режим, использовать ручное переключение передач с помощью функции Tiptronic и так далее

Единственным недостатком можно считать определенные сложности, связанные с работой автомата и алгоритмов АКПП, а также то, что при посадке за руль другого водителя могут возникнуть сложности и даже неудобства. Также следует отметить, что в нестандартных ситуациях адаптивная коробка тоже может вести себя не совсем «правильно».

Например, если водитель привык к агрессивному ускорению и рывковому темпу езды с постоянным ускорением и торможением, в пробке адаптивная коробка передач может сильно «рвать» машину вперед даже при постоянном нажатии на газ.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое АКПП Типтроник. Из этой статьи вы узнаете, чем коробка Типтроник отличается от других типов АКПП, а также какие преимущества и недостатки у данного типа устройств.

причина АКПП запомнила стиль вождения и пытается обеспечить активное ускорение. Также, если машина какое-то время двигалась в пробке, а потом выехала на незагруженную дорогу, вы можете почувствовать, что машина стала хуже разгоняться.

Опять же, при езде по пробкам машина адаптировалась к новым условиям движения, то есть переключения теперь подстраиваются именно под такие условия (мягкий разгон, частое торможение, малые скорости).

Важно понимать, что это занимает ок. На «обучение» АКПП уходит 10-20 минут, или в среднем это займет ок. 10-15 км пути (в зависимости от марки, модели, типа АКПП и т д.). Для достижения желаемого результата водитель должен несколько минут ехать в правильном темпе, чтобы коробка снова адаптировалась.

Именно по этой причине при проверке автомобиля с автоматической коробкой передач (например, покупка подержанного автомобиля с автоматической коробкой передач) адаптивная коробка передач может некоторое время переключаться рывками, рывками и т д. Причина в этом случае может быть не какая-то неисправность машины, а то что ЭБУ коробки еще не перестроили под нового водителя.

Чтобы оценить работу адаптивной автоматической коробки передач, нужно просто покататься на машине привычным образом, после чего уже можно делать определенные выводы.

Компании по ремонту на нашем сайте:

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий